
18 февраля 2025 года состоялся семинар-практикум на крайне актуальную тему «Проектирование единой образовательной среды: от развивающей предметно-пространственной среды ДОУ к образовательной среде начальной школы».
Мероприятие собрало воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, методистов и руководителей, что подчеркивает общую заинтересованность в решении вопросов преемственности.
Цель семинара — разрушить барьер между двумя важнейшими этапами в жизни ребенка: дошкольным и школьным образованием. Не секрет, что стресс от резкой смены обстановки, требований и формата обучения может негативно сказаться на motivation и успеваемости первоклассника. Ключ к решению этой проблемы — создание плавного, логичного перехода через единство и преемственность образовательных сред.
В фокусе обсуждения:
- Участники семинара глубоко погрузились в понятия «развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» и «образовательная среда начальной школы». Что их объединяет, а в чем заключаются ключевые различия?
- Принципы преемственности: Как спроектировать среду в подготовительной группе детского сада, чтобы она мягко готовила детей к школьным реалиям? И наоборот, как сделать так, чтобы среда в первом классе учитывала опыт и потребности недавних дошкольников?
- Практические кейсы: В рамках семинара-практикума педагоги не только слушали теоретические выступления, но и работали в группах. Им было предложено разработать модели образовательных зон (например, «Центр конструирования и робототехники», «Зона исследования и экспериментирования», «Книжный уголок»), которые могли бы быть реализованы как в старшей группе ДОУ, так и в 1 классе школы с учетом возрастных особенностей.
- Роль педагога: Отдельно обсуждалась роль воспитателя и учителя как создателя, организатора и гида в этой единой среде.
Семинар прошел в живой, творческой атмосфере. Участники пришли к единогласному мнению:
- 1. Диалог необходим: Регулярное и содержательное взаимодействие между дошкольными и школьными педагогами — основа успешной преемственности.
- 2. Ребенок в центре: Образовательная среда должна проектироваться не для удобства учреждения, а вокруг интересов, возможностей и потребностей ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие и непрерывное развитие.
- 3. От теории к практике: Намечены конкретные шаги для дальнейшего сотрудничества: проведение взаимопосещений занятий, совместные родительские собрания для будущих первоклассников и разработка общих карт оценки развития ребенка.
Благодарим всех спикеров и участников за продуктивную работу и уверены, что полученные insights помогут нашим детям совершать переход из детского сада в школу легко, комфортно и с радостью! Фото